Рейтинг@Mail.ru

Кто даст кредит малому бизнесу?

24.03.2014 / Кто даст кредит малому бизнесу?

Малый бизнес сталкивается с множеством проблем на первых этапах развития, и главная из них – кредиты. Причем не их наличие, а их отсутствие, ведь давать кредиты малым предприятиям банки не хотят. Почему крупные финансовые организации обходят стороной малый и микробизнес, обсудили 18 марта предприниматели и руководители отделений банков в рамках круглого стола «Кредитование малого и среднего бизнеса без подвоха».

Модератором встречи выступил президент ассоциации кредитных организаций Тюменской области Михаил Микульский. Он сразу же ввел в курс дела собравшихся, разъяснив, как изменится ситуация на рынке, когда вступит в силу новая версия закона о кредитных историях (с 1 июля 2014 года) и поделился цифрами, отражающими устойчивый рост просроченной задолженности в регионе.

«Текущая ситуация с отзывом лицензий у банков, устойчивым ростом просроченной задолженности и высокой закредитованностью заемщиков приводят к ужесточению внутренних процедур выдачи кредитов, – признал Микульский. – Хотя удельный вес просрочки по выданным кредитам в нашем регионе, включая автономные округа, находится в пределах нормы и значительно ниже, чем в среднем по России, темпы роста этой просрочки более чем впечатляют. Так, в 2013 году просрочка выросла в 1,7 раза. В том числе, просрочка в нефинансовом секторе, то есть бизнесе, выросла в 1,9 раза. По физическим лицам картина несколько лучше, рост просрочки составил 1,4 раза».

В то же время, на кредитном рынке бурно развиваются микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, которые дают деньги под 70% годовых и более. Теперь законодатель обязал их, так же как и банки, формировать кредитные истории своих клиентов и передавать в бюро. «Это, безусловно, правильное и своевременное решение, призванное повысить защищенность кредиторов за счет общего снижения кредитных рисков. Тем более сегодня крупные кредитные кооперативы вполне сопоставимы с небольшим банком», – отметил Микульский.

Что касается кредитов малому бизнесу, Михаил Микульский обратил внимание, что в нынешней экономической ситуации получается так, что банки легко дают деньги только тем, кому они, собственно говоря, и не нужны. «Для получения кредита у человека должно быть прекрасное финансовое положение, безупречная репутация. Это от того, что банк плохой? Ничего подобного, это связано с тем, что в уставе каждой коммерческой структуры записано: извлечение прибыли».

Но игнорируя малый бизнес, банки упускают серьезные возможности, на этом настояла генеральный директор фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Ольга Езикеева. «Наша организация не владеет деньгами, которыми владеют банки. Какие-то 300 млн. рублей с учетом среднего портфеля в 300 тыс. рублей мы разместили на рынке, – отметила Езикеева. – Колоссальная нехватка денег ощущается у нас ежедневно при обращении к нам малых предпринимателей за микрокредитами».

Инвестиционное агентство сопровождает проекты малого и среднего бизнеса и представляет их на экспертном совете, в который входят представители банков.

По словам гендиректора фонда, задача проста: банки должны подхватить бизнес и профинансировать его. «К сожалению, не всякий малый бизнес умеет вести переговоры. Может поэтому вы его не очень хорошо видите, – обратилась к руководству банков Ольга Езикеева. – Проблема в том, что одни не умеют рассказать о себе и своем проекте, а другие – услышать. Мы стали звеном между рассказчиками и слушателями, и вы увидели тот бизнес, который видим мы».

Председатель регионального отделения «ОПОРЫ России» Эдуард Омаров в свою очередь акцентировал внимание на том, что в сложившейся ситуации виновны в некоторой степени все. И малые предприниматели, которые не могут себя преподнести, и банки, которые не предлагают действительно эффективных продуктов для развития малого бизнеса.

«Предприниматель, который обращается в банк, часто не готов получать кредит. У него не проработан бизнес-план, он не знает, как будет возвращать деньги, не знает, что у него есть. Это касается 80% потенциальных заемщиков, – уверен Омаров. – Банк, видя это, как правило, от 80% заемщиков отказывается под разными предлогами. Вторая проблема – банки, которые не готовы давать кредиты. У них сложился неправильный портрет заемщика. Они предъявляют к ним слишком жесткие требования. Где у вас продукты для реальных малых предприятий? Их нет, они есть у тех, кто на столбах клеится».

К какому-то общему знаменателю банкам и бизнесу пока прийти не удается. Но такие встречи, по мнению участников, все-таки способствуют некоторому улучшению ситуации по дальнейшему взаимодействию.

 

 

По информации тюменской интернет-газеты «Вслух Ру»

<< Просмотреть все новости